Аутсорсинг складского и производственного персонала

В реалиях современности, аутсорсинг персонала в России считается эффективным способом оптимизации расходов без остановки производства. Ведь при такой кадровой политике, организация может привлечь подготовленные кадры для проведения отдельных работ или выполнения комплекса задач, не устраивая их в свой штат. Это открывает массу возможностей.

Что такое аутсорсинг персонала

Термин пришел к нам с Запада. Слово outsourcing складывается из «outer-source-using», то есть – использование ресурсов извне. Простыми словами, аутсорсинг персонала — это задействование в работе организации специалистов из сторонних компаний для выполнения непрофильных, но необходимых для обеспечения нормального существования фирмы функций.

Как работает аутсорсинг персонала

Оформляя в штат уборщицу, системного администратора, бухгалтера, юриста и прочих специалистов официально, вам придется уплачивать налоги за каждого сотрудника. А также соблюдать основные положения трудового кодекса РФ. В случае с аутсорсингом, вы связаны исключительно договором аренды: обеспечением персонала и оплатой его услуг занимается компания-арендодатель.

Технология аутсорсинга персонала базируется на одном «золотом» правиле – не делегировать профильную работу сторонним специалистам. Разберем на примере: если вы владеете рестораном, ведение бухгалтерии, доставку интернет-заказов, а также уборку в помещениях можно доверить аутсорсерам (и это логично). Но если подрядчик начнет вмешиваться в работу шеф-повара, придумывать новые рецепты или готовить вместо него, суть бизнеса будет утрачена.

Преимущества и недостатки аутсорсинга персонала

Во множестве аспектов, аутсорсинг выигрывает у «традиционного» трудоустройства за счет:

  1. Снижения налоговой нагрузки на предприятия;
  2. Оперативного найма профессионалов в нужных отраслях;
  3. Обозначение сфер ответственности с дополнительными гарантиями;
  4. «Разгрузки» штатного персонала для концентрации на основной работе;
  5. Делегирования полномочий по решению организационных вопросов компании-аутсорсеру.

В пользу аутсорсинга говорит и практика: часто, сотрудники извне оказываются намного компетентнее и мотивированнее штатных работников вашего предприятия.

Но если все так «радужно», почему все компании не привлекают кадры по этой схеме? Потому что она имеет множество неочевидных, но очень серьезных минусов:

  1. Сотрудники извне не несут ответственности по ТК РФ;
  2. Владелец бизнеса не имеет рычагов воздействия на наемный персонал;
  3. Аутсорсеры могут не соблюдать внутренние правила и трудовой распорядок (если это не указано в договоре);
  4. Нередко, услуги внештатных работников стоят в разы дороже, чем та же работа, выполняемая штатным сотрудником;
  5. Сложности при поиске подходящего персонала (актуально для компаний, работающих в небольших городах);
  6. Высокий риск утечки ценной информации, представляющей коммерческую тайну.


При этом стоит отметить, что большую часть минусов можно не рассматривать лишь при условии грамотного составления договора аутсорсинга на предоставление персонала. Составляя его, важно учесть массу нюансов. Но, по сути, это станет гарантией полного выполнения обязательств без нарушения внутреннего распорядка или некомпетентного выполнения поставленных задач.

Чем аутсорсинг отличается от стандартной схемы лизинга и аренды персонала

По самой сути эти понятия невероятно схожи. Однако, существует две характеристики, отделяющие аутсорсинг от аренды или лизинга:

  1. Компания, прибегающая к аутсорсингу, по факту является клиентом, заключающим договор подряда, что делает её фактическим работодателем для аутсорсеров;
  2. Сторонами договора при аутсорсинге выступают два юридических лица, а сам контракт заключается между работником и руководителем фирмы.

При этом стоит отметить, что аутсорсингом пользуются не только крупные компании: часто, в роли заказчиков выступают и ИП. То есть, заказчиком аутсорсинговых услуг должно быть лицо, способное выступать работодателем.

Кроме того, аутсорсинг путают с арендой или лизингом персонала, что тоже неправильно. В первом случае процедура предполагает заказ услуги одним предприятием у другого. Само сотрудничество проходит в соответствии с договором, подтверждающим, что «внештатный» персонал будет выполнять поставленные задачи и представит результат в установленное время. Во втором же, конкретные специалисты, формально числящиеся как работники одной компании, по договору работают в другой. А в третьем они могут оформить трудовой договор с заказчиком.

И лизинг, и аренду принято называть аутстаффингом. Нередко, его используют для вывода персонала за штат организации. Проще говоря, штатный сотрудник остается на своем месте и продолжает делать то же, что и раньше. Но юридически он становится работником другой компании. К такому «приему» прибегают в случае, когда необходимо снизить налоговую нагрузку.

На каких должностях используется аутсорсинг персонала

Обычно, аутсорсинг используют для закрытия вакансий, связанных с:

  1. Ведением бухгалтерского учета;
  2. Обслуживанием компьютерных систем;
  3. Разработкой, поддержкой сайтов;
  4. Уборкой офисных помещений;
  5. Организацией охраны на объектах;
  6. Логистическими процессами;
  7. Урегулированием юридических споров и т.д.

В России чаще всего речь идет про аутсорсинг технического персонала. Особенно – на производствах или ремонтно-строительной сфере.

Нередко, к этой услуге прибегают и маркетологи, заказывая аутсорсинг людей для проведения социологических опросов.

При грамотном распоряжении ресурсами, привлекаемыми извне, вы сможете оптимизировать расходы, получив грамотных специалистов для решения важных, но не первостепенных задач.

Перспективы аутсорсинга в России

В большинстве прогрессивных стран аутсорсинг является неотъемлемой частью успешного бизнеса. Крупные международные компании пользуются услугами специалистов извне вот уже несколько десятилетий, концентрируя внимание на выпуске основной продукции.

И несмотря на то, что в России аутсорсинг узаконили сравнительно недавно, уже сегодня услугами внештатных команд непрофильных специалистов пользуются сотни компаний. Причем речь идет не только о корпорациях. Привлекать рабочую силу извне могут даже ИП, что выгодно на начальных этапах развития любого бизнеса и расширяет его перспективы на будущее.

При этом стоит отметить, что популярность услуги растет в геометрической прогрессии. То есть, если недавно, большинство людей оформляли технический персонал в штат, то сегодня каждая третья фирма пользуется услугами наемных внештатных работников. Особенно если речь идет о непрофильной работе.

А правительство РФ старается «смягчить» климат для компаний-аутсорсеров, дорабатывая действующие законы в сторону упрощения взаимодействия между заказчиками и исполнителем. Поэтому перспективы аутсорсинга в России есть, причем достаточно неплохие, более того – для обеих сторон сделки.