Налоговые риски аутстаффинга
Аутстаффинг персонала представляет собой весьма выгодную область для работодателя, особенно при заключении договора с порядочной и надежной компанией. Однако, если договор аутстаффинга не составлен грамотно, это может превратиться в рискованное предприятие, которое может нанести существенный ущерб как материальный, так и репутационный, вашему бизнесу.
Оптимизация деятельности, с точки зрения бизнеса и фискальных органов, представляет собой полюса, находящиеся в противоположности. В то время как бизнес стремится минимизировать платежи, налоговые органы стремятся их увеличить. Риски аутстаффинга заключаются в том, что налоговый инспектор может возникнуть подозрения в уклонении от уплаты налогов, что, в свою очередь, может привести к юридическим проблемам и наложению штрафов.
Каковы риски, связанные с аутстаффингом?
Некоторые люди имеют неправильное представление о рисках аутстаффинга, принимая их за запрет на такой вид сотрудничества. Это мнение стало особенно распространенным после 2016 года, когда в законодательство были внесены изменения, запрещающие "прокат" сотрудников. Однако стоит понимать, что аутстаффинг персонала существенно отличается от понятия "проката работника". Все договоры оформляются в соответствии с действующим российским законодательством.
Какие налоговые риски возникают в связи с аутстаффингом?
При заключении договора с компанией-совладельцем, возникнет законный интерес со стороны налоговой организации, так как это может свидетельствовать о фиктивности сотрудничества. Предоставление услуг аутстаффинга является исключительным прерогативом аккредитованных кадровых компаний, для которых данная деятельность является заявленной и законной. Аффилированный партнер не может предоставлять такие услуги.
Получая услуги от компании, которая занимается ведением налоговой отчетности по упрощенной схеме, мы сталкиваемся с ситуацией, когда численность ее сотрудников находится на критическом уровне. Это может привести к предположению, что и наша компания, и услугодатель пытаются избежать налоговых платежей, хотя все оформляется в соответствии с законодательством. Мы должны предоставить доказательства, которые опровергнут намерение уменьшить налоговую нагрузку. В случае неудачи, мы не сможем избежать штрафов.
Риски аутсорсинга налицо, если вы единственный заказчик у аутсорсинговой компании или компания образовалась перед заключением вашего договора. Здесь заинтересованность могут проявить не только фискальные органы, но и трудовая инспекция.
Состоялось подписание контракта с организацией, которая не обладает официальной государственной аккредитацией или достаточной материальной базой для предоставления схожих услуг.
Обратите внимание! Все упомянутое выше не нарушает закона в прямом смысле. Каждая из ситуаций может вызвать спор, но не обязательно вы будете в состоянии выиграть в таком споре.
Риски для работников в аутстаффинге
Какими рисками сопровождается аутсорсинг для сотрудников? Ведь они фактически меняют своё место работы, хотя бы на уровне документов.
Опасности аутстаффинга для сотрудников:
Работа для недобросовестного работодателя может быть связана с опасностями, такими как трудоустройство в должности, не отвечающей вашей специальности, а также возможные неплатежи или недоплаты в пенсионные и страховые фонды.
Возможное замедление профессионального развития. В данном случае, риск минимален при рассмотрении линейного персонала.
Уровень заработной платы снижается. При заключении нового трудового договора, грамотность работника оказывается незначительным фактором для снижения риска. Можно сказать, что работник полностью несет ответственность за риск аутсорсинга.
Если договор заключается с профессиональной компанией, занимающейся аутстаффингом, то риски для заказчика и работников минимизируются. Сотрудники такой компании обладают навыками составления договоров с точки зрения юридической грамотности, а также у компании имеется обширный штат собственных сотрудников и ведется прозрачная отчетность.