Аутсорсинг складского и производственного персонала

За последние несколько лет, ради экономии и оптимизации бюджета, большинство организаций делегируют непрофильную деятельность фирмы специалистам извне. А в «сленговом» английском даже появился термин «to bangalore», описывающей роспуск IT-отдела с передачей его функций команде индийских программистов. Но учитывая, что такая схема сотрудничества в России появилась сравнительно недавно, наши бизнесмены нередко путают понятия аутстаффинг и аутсорсинг. Отличия же между ними есть, причем их много. Поэтому мы решили внести ясность, разобрав каждое из них по отдельности, с детальным описанием плюсов и минусов, поделившись интересной, полезной и актуальной информацией со всеми читателями нашего блога!

Аутсорсинг и аутстаффинг персонала — что это?

Слово «outsourcing» образуется из outer-source-using, то есть – использование внешнего ресурса. Outstaffing же – сокращение от Outer Staff, что переводится как внешний персонал. Общей чертой обоих понятий является сотрудничество с исполнителями, не являющимися представителями вашей компании. Но на этом сходство заканчивается, ведь:

  1. Аутсорсинг подразумевает передачу рабочих функций сторонним специалистам или частному лицу, не имеющему прямого отношения к организации. То есть, вы заключаете договор, при котором вам не нужно оснащать рабочие места, платить налоги или страховые взносы. С вас – своевременная оплата труда, с аутсорсеров – обслуживание и отчетность;
  2. Аутстаффингом называют «аренду» персонала у сторонней компании. Механизм этой схемы сотрудничества прост: вы обращаетесь в кадровое агентство, которое подбирает необходимый персонал и заключает между вами договор оказания услуг. То есть, вы платите фиксированную стоимость за каждого работника, получая его для выполнения каких-либо задач.

К аутсорсингу прибегают, если нужно:

  • Снизить административную нагрузку;
  • «Разгрузить» налоговую и зарплатную ведомость;
  • Привлечь специалистов для сезонных работ;
  • Найти временную замену действующему сотруднику на время его отпуска.

Аутстаффинг же более актуален при:

Необходимости в разовом решении большой задачи, с которой не справляется штатный персонал;

Приеме на работу большого количества иностранных сотрудников, например – на время строительства;

Потребности в «разгрузке» налоговой или зарпалатной ведомостей для получения определенных льгот.

Цели аутсорсинга и аутстаффинга

Цель одна – получить квалифицированный персонал для выполнения непрофильной работы. Но механизмы то, получается, разные. Проще говоря, аутсорсинг – это готовое решение проблемы, при котором вы не ломаете голову над тем, как и где будет работать специалист. С аутстаффингом же вы получаете не то чтобы решение, но максимально подходящий для него инструмент, то есть – компетентного сотрудника, квалификация которого соответствует вашим требованиям и ожиданиям.

Передавая работу на аутсорсинг, клиент не интересуется тем, как исполнитель выполняет свои обязанности – его заботит результат, который он предоставляет в итоге. К примеру, вы решили делегировать полномочия по уборке офиса клининговой компании через аутсорсинг. Вам важно, чтобы в помещении было чисто и вряд ли вы будете указывать уборщикам на то, как они должны работать, ведь главное – это результат.

Целью же аутстаффинга является не решение конкретной задачи сторонними специалистами, а привлечение тех самых специалистов. То есть, с той же уборкой, вместо «готовой» команды клинеров у вас появится возможность подобрать нужных вам специалистов, соответствующим вашим представлениям о том, как должен работать уборщик.

Механизм аутсорсинга и аутстаффинга

Чтобы понять, как работают обе схемы, приведем максимально наглядный и простой пример. Представим, что вам нужно добраться из точки «А» в точку «Б»:

Аутсорсингом в этом случае буте вызов такси с оплатой по приезду. Вам не нужно следить за исправностью автомобиля или заправлять его: садитесь в одной точке, прибываете в другую, отдаете деньги.

Аутстаффинг же – это аренда автомобиля, при которой компания подбирает машину по вашим запросам, получает деньги и ждет, пока вы вернете её. При этом заправка и также прочие «сопутствующие» расходы ложатся на вас.

Чем отличается аутсорсинг от аутстаффинга?

Понять, в чем разница между двумя, с виду, похожими моделями найма персонала со стороны, поможет таблица отличия аутсорсинга от аутстаффинга.

  • Рабочее место: аутсорсеры могут выполнять свои задачи на своей территории, при аутстаффинге специалист работает на территории заказчика;
  • Время сотрудничества: аутсорсинг – долгосрочные контракты с возможностью продления, аутстаффинг – краткосрочное сотрудничество (до 9 месяцев);
  • Оплата: при аутсорсе – в зависимости от объема, содержания и качества работы, на аутстаффе – фиксированные выплаты.

В каких отраслях лучше аутсорсинг, а в каких аутстаффинг?

Итак, мы рассказали, в чем разница аутсорсинга и аутстаффинга простыми словами. Теперь перейдем к самому важному: в каком случае стоит прибегать к конкретной модели сотрудничества?

Аутсорсинг актуален для крупных компаний, осваивающих новые направления деятельности, либо желающие «разгрузить» штатный персонал, делегировав непрофильные обязанности на сотрудников, компетентных в этих вопросах.

Аутстаффинг же будет полезен при сезонной нагрузке на предприятия. Например – на складах крупных интернет-магазинов в период праздничных распродаж. Кроме того, эту схему можно использовать для временного найма сотрудника взамен уволенному или уходящему в отпуск специалисту.

Когда применимо совместное использование аутстаффинга и аутсорсинга

По сути, обе системы не являются взаимозаменяемыми. Ведь одна из них является формой оформления персонала, в то время как другая – способом привлечения ресурсов извне для передачи им части непрофильных функций фирмы. 

Да и большинство бизнес-аналитиков считают комбинирование этих услуг максимально выгодным, особенно если подойти к нему грамотно. Ведь аутсорсинг избавляет от «перенасыщенного» штата и высокой налоговой нагрузки, в то время как второй позволяет сохранять контроль над профильной деятельностью фирмы, т.к. привлекает работников, которых можно контролировать.